aspar2 (aspar2) wrote,
aspar2
aspar2

Categories:

Железные дороги: объем перевозок и грузооборот

Оригинал взят у sg_karamurza в Железные дороги: объем перевозок и грузооборот

Перейдем к динамике главных показателей работы грузового железнодорожного транспорта — объему перевозок и грузообороту.

Стабильный устойчивый рост грузооборота железнодорожного транспорта, который наблюдался в РСФСР в 1980-е гг., с началом реформы сменился резким падением. За 1991–1994 гг. грузооборот упал в 2 раза, опустившись на треть ниже уровня 1970 г. В последующие четыре года грузооборот сократился еще на 15%. Динамика процесса представлена на рисунке:


Грузооборот железнодорожного транспорта в РСФСР и РФ // млрд тонно-км


В 1999–2008 гг. наблюдался рост, однако он пока не покрывает провала предыдущего десятилетия. В начале 2010-х гг. грузооборот железнодорожного транспорта восстановлен на уровне середины 1970-х.

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом с 1988 г. до 1998 г. упал в 2,5 раза. Затем происходило восстановление, и в начале 2010-х здесь был достигнут уровень начала 1960-х гг.

При этом среднее расстояние перевозок не только выросло, но и продолжает расти, несмотря на наметившуюся регионализацию экономики. Это означает, что объемы перевозок сократились за счет доли товаров конечного потребления, а грузовой транспорт переориентировался на обслуживание экспортных потоков сырья. Так, в 2011 г. объем перевозок экспортных грузов составил 398,6 млн т (32% общего объема перевозок), транзитных грузов — 30,2 млн т (2,4%), импортных грузов —112,1 млн т (9%).


Структура перевозок железнодорожным транспортом в результате реформы претерпела важные изменения. Они отразили структурную перестройку народного хозяйства РФ. Существенно упала доля перевозок продукции конечных отраслей — машиностроения, легкой, пищевой промышленности, строительных материалов.

Так, доля строительных грузов в общем объеме перевозок сократилась почти на треть, а доля сырья, соответственно, выросла. Еще в 1991 г. доля строительных грузов составляла 24%, а в 1995 г. снизилась до 18%, в 2010 г. — до 12% (в 2011-м — 12,7, в 2013-м — 13,7%).

По сравнению с дореформенным периодом сильно увеличился удельный вес перевозок каменного угля, нефтяных грузов, руды и металлов. В 1980–1990 гг. главные сырьевые и экспортные грузы (уголь, нефть, руды с черными металлами, удобрения) в сумме составляли 47–48% объема железнодорожных перевозок, в 1995 г. — 56%, а в 2000 г. и в 2005 г. — 61%, в 2010-м и в 2013-м — 68%.

Это означает, что если раньше грузовой железнодорожный транспорт в основном обслуживал внутреннюю экономику, то теперь в большей степени переключился на экспортные сырьевые потоки.



Интересный коммент:
Но я бы обратил внимание ещё на некоторые моменты
1. Скорость перевозки. Если она менее важна для перевозки "повторяющихся" однородных грузов (например, сырья) - там её замедление, в конце концов, можно стерпеть и сводить лишь к стоимости отвлечённых средств в обороте,
то для разовых перевозок она весьма значима сама по себе. Пример - если я отгружаю свой станок покупателю, он ему в наше время нужен максимально быстро, его задержка стоит гораздо дороже, условно говоря, банковского процента за кредит на станок.

2. Стоимость перевозки. Вы, насколько я знаю, человек технически грамотный, поэтому для Вас должно быть очевидно, что стоимость перевозки в тонно-километрах по ж/д должна быть сильно меньше аналогичной стоимости на автотранспорте. На самом же деле ситуация часто обратная.

3. Самый нетривиальный критерий - сложность оформления заказа на перевозку.
Люди, не сталкивающиеся с этой сферой, обычно не представляют, что эта сложность столь велика, что сама по себе исключает ж/д, как возможного перевозчика.

Эти моменты, на мой взгляд, весьма значимы - скажем, для моей работы станкостроителя они принципиальны. Из-за них мы РЖД практически не пользуемся - что с учётом территории России, конечно, просто дикость.
Я часто говорю, что дела обстоят так, будто РЖД ставят своей целью сделать себя убыточными и прикладывают к этому немалые усилия и остроумие.


Tags: Перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments